Информация и знания

Все мы получаем ежесекундно очень много информации из окружающего мира. Часть из них сохраняется в нашей памяти. Это наши знания. Знания - наши представления о самом себе и окружающем нас мире. Знания у всех людей разные. Иными словами знания - это информация, которой владеет человек.

Свои знания человек высказывает в виде утверждений: "Я знаю, что ..." и "Я знаю, как ..."

Примеры: "Я знаю, что Земля круглая", "Я знаю, что в Арктике живут белые медведи", "Я знаю, что столица России - город Москва", "Я знаю, как умножать числа столбиком", "Я знаю, как ездить на велосипеде", "Я знаю, как сварить щи".

Из примеров видно, что знания бывают двух видов:

  1. "Я знаю, как ..." - знание последовательности действий, алгоритма - процедурные знания.
  2. "Я знаю, что ..." - знание фактов, законов и т.п. - декларативные знания.

Информация - понятие более общее. Она не связана только с знаниями конкретного человека. Строгого определения термина не существует. Это простейшее понятие в информатике - такое же, как понятие точки в математике. Под информацией люди понимают некие знания, сообщения, данные.

Наука информатика занимается изучением свойств информации и методов работы с ней:

  • теоретическая информатика (теория информации, теория кодирования, …)
  • вычислительная техника (устройство компьютеров и компьютерных сетей)
  • алгоритмизация и программирование
  • прикладная информатика (персональные компьютеры, прикладные программы, …)
  • искусственный интеллект (распознавание образов, понимание речи, машинный перевод, …)

Человек получает информацию при помощи своих органов чувств. И делит по способу получения
на 5 видов:

  • зрительная - глазами
  • звуковая - органами слуха
  • вкусовая - языком
  • обонятельная - запахи
  • осязательная (тактильная) - прикосновением к поверхности

Представляет (сохраняет) информацию в разных формах:

  • Текст: вы читаете сейчас текст
  • Число:   1 2 4 8 16 32 64 128 256 512 1024 2048 4096 8192
  • Изображение (графика): схема, чертеж, рисунок, картина, фотография
  • Звук:  запись речи, музыки, песни
  • Мультимедиа (объединяет все виды): видео

Информация обладает рядом свойств. Свойства отражают отношение человека к полученным им данным:

  • понятность для получателя
  • актуальность (значимость в данный момент)
  • объективность (независимость от чьего-либо мнения)
  • достоверность (получена из надежного источника)
  • полезность (позволяет получателю решать свои задачи)
  • полнота (достаточность для принятия решения).

Чтобы полученные данные превратились в знания необходимо наличие у человека начальных, стартовых знаний. Например, если к нам придет из прошлого Юлий Цезарь и расскажет на языке древних римлян что-то, наши знания не изменятся, мы ничего не поймем на латинском языке. Для восприятия нам нужно знать сам язык римлян.

Знания человека не пополняются в двух противоположных случаях:

  • нет первоначальных знаний
  • он уже все знал (в сутках 24 часа - ваши знания не пополнились)

 

Основные информационные процессы

Ответим на вопрос: что можно делать с информацией? Сначала уточним некоторые термины.

Процесс - действия, продолжающиеся определенный промежуток времени. Например, процесс чтения книги.
Носитель информации
- то, на чем хранится информация (мозг человека, папирус, береста, бумага, магнитный или оптический диск)
Данные
- информация, которая хранится на носителе (зафиксирована).

Если вдуматься, то обнаружим, что информация всегда хранится на каком-либо носителе. А при работе с информацией происходят изменения свойств носителя.

Например, при письме в тетради изменяются свойства поверхности бумаги: меняется цвет там, где провели ручкой - процесс; при разговоре меняется плотность воздуха, изменения распространяются в виде звуковых волн - процесс. При хранении информации изменения в носителе человек не производит - нет процесса! Поэтому к информационным процессам относят передачу и обработку информации.

  1. Передача информации- перенос на другой носитель через канал связи (воздух, провода, электромагнитные поле).

ИСТОЧНИК - {кодировщик} ----сообщение----> {ДЕкодировщик} - ПРИЕМНИК

Сигнал — это изменение свойств носителя, которое используется для передачи информации. Например, свойств воздуха.
Сообщение
— это последовательность сигналов.

Кодирующее устройство необходимо для преобразования информации в форму, удобную для передачи (пример - модем в при подключении к сети).
Декодирующее
устройство преобразует информацию в форму, понятную получателю (тоже модем :)).

При передаче всегда присутствуют помехи - появляются посторонние сигналы. Один из важнейших способов борьбы с помехами – избыточность информации. Например, при плохой слышимости из-за ветра во время разговора по телефону можно передать Борис Игорь Татьяна для сообщения одного слова бит.

  1. Обработка информации
  • создание новой информации (решение задачи, написание сочинения, картины)
  • кодирование – изменение формы, запись в некоторой знаковой системе (в виде кода),
    шифрование - кодирование с целью защиты (перевод текста с английского на русский, нотные знаки в звуки, ...)
  • поиск
  • структурирование – выделение важных элементов в сообщениях и установление связей между ними (таблицы, схемы, графы, ...)
  • сортировка – расстановка элементов списка в заданном порядке (по алфавиту, по росту, по цвету волос, ....)

Вопросы и задания

  1. Что помогает людям получать информацию?
  2. Придумайте способ передачи информации.
  3. Почему важно защищать информацию?
  4. Какие способы защиты вы знаете?
  5. Придумайте шифр и зашифруйте фразу "Я учу информатику".

....

 

mmx©2013